Вадим Чорний Новини Моя кар`єра Моя освіта Мої подорожі Блог kiwiClub kiwiЗвіти Буковель (апрель, 2013) 51 февраля! Пилипец (март, 2013) Драгобрат (февраль, 2013) Белка в Сибири Старатели Вышгород (январь, 2013) Водяники (январь, 2013) Оаза (январь, 2013) Пилипец (январь, 2013) Драгобрат (декабрь, 2012) Славско (2012) Буковель (декабрь-2012) Белые сны Монблана Белые сны Монблана (продолжение) Белые сны Монблана (заключение) Анна Пурникова Анна Пурникова (продолжение) Анна Пурникова (еще продолжение) Анна Пурникова (и еще продолжение) Анна Пурникова (продолжение продолжения) Анна Пурникова (День 0) Анна Пурникова (День 0 продолжение) Анна Пурникова (День 0 еще продолжение) Анна Пурникова (День 1) Анна Пурникова (День 1 продолжение) Анна Пурникова (День 2) Анна Пурникова (День 2 продолжение) Анна Пурникова (про парктроники) Анна Пурникова (Про Шиву) Анна Пурникова (Пашупатинатх) Анна Пурникова (Будднатх) Эль Классико (Эльбрус) Эль Классико (часть 2) Эль Классико (часть 3) Эль Классико (часть 4) Эль Классико (часть 5) Эль Классико (часть 6) Эль Классико (часть 7) Эль Классико (часть 8) Эль Классико (окончание) Покатушки в Иране Непал Непалыч Непал Непалыч (продолжение) Непал Непалыч (День 0) Непал Непалыч (День 1) Непал Непалыч (День 2) Непал Непалыч (День 3) Непал Непалыч (День 4) Непал Непалыч (День 5) Непал Непалыч (День 6) Непал Непалыч (День 7) Непал Непалыч (День 8) Непал Непалыч (День 9) Непал Непалыч (День 10) Непал Непалыч (День 11) Непал Непалыч (День 11 1\2) Непал Непалыч (День 12) Непал Непалыч (День 13) Непал Непалыч (День 14) Непал Непалыч (Заключение) Непал Непалыч (бюджет) Сноуборд Ваня Сноуборд Ваня (ч.2) Сноуборд Ваня (ч.3) Сноуборд Ваня (ч.4) Сноуборд Ваня (ч.5) Сноуборд Ваня (ч.6) Сноуборд Ваня (ч.7) Сноуборд Ваня (закл.) Боржава-2010 Чорногора Чорногора (продолжение) День Рождения №2 Красия Парашютинг-2009 Боржава-2009 Драгобрат (февраль, 2009) Sauze dOulx (январь, 2009) Первый раз на Эльбрус На Севера! Сплав на катамаранах-2007 Драгобрат-2007 Первый раз на Драгобрат Чимбулак проездом (2006) Шерегеш мельком (2006) Сплав на катамаранах-2006 На аэродроме (2006) Бегущая лань (2006) Вейк, Я & Кличко Шацкие озера (2006) Туркмен и его Баши (2006) kiwiВідео Гостьова книга Мапа сайту Stubai FM 100.0
01.08.2016 0:00

Повернення з відпустки

Перепрошую в тих, хто не зміг достукатись до мене ...
Читать полностью
 
06.06.2016 0:00

[Отменено из-за погоды...] Вечно молодой дедушка Сулико разожжет...

участок пляжа на оз. Горащиха, напротив 7 линии в ...
Читать полностью
 
12.07.2015 0:00

kiwi Dnistr 2015

Байдарочно-палаточный поход в режиме supermatraz…
Читать полностью
 
19.11.2013 0:00

Старатели

Пригоди лижників у країні неляканих сноукетів
Читать полностью
 
19.11.2013 0:00

Белка в Сибири

О сноукэтинге и фрирайде в затеряном сибирском пос...
Читать полностью
 

 

Анна Пурникова (Будднатх)

День 2. Буднатх.

Хотя время уже за полдень и хочется перекусить, решаем не делать этого по понятным причинам возле Пашупати. В воздухе плывет сладковаты запах гари, все покрыто пеплом от погребальных костров. В общем, садимся в наш бус, «партроник» весело стучит по борту, помагаю водителю развернуть неповоротливую «Тату» и вот мы уже пробираемся через транспортный ад к окраинам города.

Буднатх – это один из пригородов Катманду. Здесь находится центр непальского буддизма, так же называемый Буднатх – Храм Будды. В центре, как и положено, огромная буддистская ступа. Вроде бы даже самая большая ступа в мире. Раджи начал было объяснять устройство ступы, но настолько ушел в сложные понятия буддизма, что на каком-то этапе я перестал его понимать. Ну да и ладно.

Место очень интересное, а по контрасту с мрачным Храмом Царя Зверей, еще и очень светлое, легкое, умиротворенное. Отовсюду звучит неизменная мантра Авалокитешвара, тот самый «Ом Мани Пэдме Хум». Сотни людей не спеша бредут вдоль стен ступы, совершая кору. Идти следует по часовой стрелке, можно раскручивать вделанные в стену молитвенные барабаны, но это необязательно. Можно подняться на верхние ярусы ступы и совершать кору там.

Раджи, сам индуист, говорит, что хотя официально индуистов в стране больше 70%, а буддистов только 20%, но на самом деле соотношение примерно равное. Действительно, буддистских храмов в городе ненамного меньше, чем индуистских. А каждое утро и каждый вечер тысячи буддистов приходят к ступам и совершают кору.

Кстати, у самих буддистов их веру принято называть не «Буддизм», а просто «дхарма», т.е. порядок, закон, путь. Понятийный аппарат буддизма очень сложен, я бы даже не стал в него вникать, если бы нашим следующим пунктом не оказалась школа живописи танка.

Совершив полный круг (кору) вокруг ступы, мы с Раджем идем к входу в одно из окружающих ступу зданий. Здесь ненадолго заостряем из-за толпы, приветствующей настоятеля одного из местных храмов. Бодрый лысый дядечка в традиционном монашеском плаще (кстати, они здесь не оранжевые, а чаще бордовые, с желтым или оранжевым подрясником) приветливо махает толпе рукой, садится в довольно приличную по непальским меркам машину и уезжает. Позже Гуталин скажет нам, что этот дядечка имеет статус ламы и он, Гуталин, при желании может устроить аудиенцию.

Искусство танка

Попрощавшись с ламой, мы заходим в здание и поднимаемся на второй этаж. Здесь великолепные росписи на стенах, иллюстрирующие суть самсары, т.е. череды перерождений человека. Раджи пытается на своем ломанном английском вдолбить нам основы буддизма, затем к нам подходит невысокий человек с удивительно добрым лицом. Это руководитель школы живописи танка. Он проводит для нас экскурсию по школе, на очень чистом английском объясняя нюансы.

Краски танка изготавливаются исключительно на натуральной основе. В основе настоящих танка лежат горные породы, перетертые до состояния пыли в каменных ступах. Не менее трудоемкий процесс – подготовка холста. Ткань для танка пропитывается многими слоями специальных клеев, а затем долго полируются камнями, до получения идеальной гладкости.

Сама техника живописи характеризуется очень тонкой работой – на уровне миниатюры. Цвета очень яркие, много золотой росписи по черному фону. Большинство деталей имеет строгую геометрическую выверенность. В основном изображают Мандалу (колесо жизни), а также богов и сюжеты из их жизни. Как ни странно, на многих танка кроме буддистских божеств могут появляться и их коллеги из индуистского пантеона.

Обучение рисованию в технике танка занимает много лет. Ученики поступательно проходят ступень за ступенью, прежде, чем достигнут статуса мастера. Самые главные танка изготавливаются в буддистских монастырях. Изображенная на них Мандала предназначена для медитаций. Не знаю что до реинкарнаций, но, согласно многим исследованием, ежедневное созерцание Мандалы полезно для зрения.

Кстати, многие слышали про изготовление Мандалы из песка. Это особый процесс, имеющий некоторое отношение и к танка. Песок, используемый для изготовления красок танка, без клеевой и антисептической составляющих, используется в ритуалах построения Мандалы из песка. Четыре манаха в течении десяти дней сосредоточенно насыпают рисунок Мандалы из разноцветного песка. Сразу по окончании работы Мандала уничтожается.

Обо всем этом мы узнали в школе танка на территории Буднатха. Просмотрели множество рисунков в технике танка – от больших красочных до совсем маленьких, выполненных явно учениками. Посмотрели, как корпят над новыми работами ученики школы. Под конец нам пытались продать по рисунку, но как-то удалось отбиться. Сказали, что только отправляемся в трек, а по возвращении сразу же прибежим покупать рисунки Мандалы.

Между тем, день начал клониться к вечеру. Очень захотелось есть. Раджи по непонятной причине отсоветовал нас от посещения ресторанчиков в окрестностях Буднатха. Поехали в Тамель. Путь занял чуть не три часа – пробки в Катманду просто ирреальны. Забавно,  наблюдать, как непальцы переносят стояние в пробках. Очень философски. Ни разу не видел не только гнева или разочарования из-за пробок и иных сложностей на дороге. Нет, непальцы, такое ощущение, вообще не придают пробкам значения. Воистину, Восток не спешит.

Спешим мы. Едва дождались, когда автобус доберется хотя бы до окрестностей Тамеля. Последнюю часть пути идем пешком, поскольку стало ясно, что движение стало намертво. Поблагодарив Раджи за экскурсию и оставив ему щедрые чаевые, прощаемся и ищем ближайший общепит.

Первым нам попался очень уютный бар, но, увы, из еды в нем нашлись только сэндвичи. Зато на стене увидел сноуборд! Редкое для Непала зрелище. Надо же, и сюда прогресс докатился. Фоткаюсь с декой, на радостях в ближайшей лавке покупаю Кукри.

Затем нам попалcя тайский ресторанчик на крыше одного из отелей. В меню Chicken a la Kiev и Beef-Stroganoff Rice. Не беда, что официант не смог отличить первое от второго. Котлета по-киевски была чудо как хороша и действительно похожа на оригинал. Бефстроганов почему-то был из курицы, хотя из самого названия понятно, что должен бы готовиться из мяса. Тем не менее, все равно очень вкусно. Ну и рис, приготовленный с острыми специями не давал забыть, что мы в Непале. Потом под брыньканье мурчанги тянули терпкий непальский ром и смотрели, как повар прямо посреди крыши разжигает костер.

Небольшой поход по магазинам и мы возвращаемся в отель. Поднимаемся на крышу, держим совет. Гуталин за день успел разнюхать, какова ситуация в Лукле. Говорит, там пурга, выше Намче Базара плотно лег снег. Вылета из Луклы нет уже несколько дней и спускающиеся сверху группы оккупировали все лоджии, а также выпили все запасы спиртного в Лукле. Утешительных прогнозов нет.

Рещаем завтра после завтрака сидеть «на чемоданах» и ждать вестей из аэропорта. Если первый рейс успешно седеет в Лукле, сразу выдвигаемся и летим. Если рейсы начнут откладывать, не будем ждать и едем в Читван.
Куда? Об этом пойдет речь позже…